Дружкин Ю.С.

На главную

ПЕСНЯ — ИСКУССТВО? РАЗВЛЕЧЕНИЕ?

(Статья написана на материале доклада, прочитанного на всероссийской конференции «Развлечение и искусство-2» 10.11.2008. ГИИ)

 

Не многовато ли вопросительных знаков в названии — целых два на три слова? Скорее, мало. Значительно больше разных вопросов витает над сочетанием трёх слов: “песня”, “искусство”, “развлечение”.

Является ли песня искусством в строгом смысле слова? Мы, конечно, найдем немало примеров, подтверждающих правомерность положительного ответа на этот вопрос. Но ведь есть множество иных примеров, когда песня, успешно реализующая некие социально значимые функции, не отвечает высоким художественным стандартам. Более того, никто от нее этого и не требует. Вопрос об отношении песни к искусству оказывается не столь простым.

Аналогичный вопрос можно поставить по поводу отношения песни к развлечению: является ли песня развлечением? Здесь мы тоже сможем найти множество примеров, подкрепляющих как положительный, так отрицательный ответ на этот вопрос: иногда является, а иногда и нет.

Можно предположить существование более сложного отношения между художественностью и развлекательностью. Например, чего-то вроде обратной пропорции. Скажем, чем больше в песне развлекательности, тем меньше художественности, и чем больше художественности, тем меньше развлекательности. А что если в ней нет (или почти нет) ни того, ни другого? Как тогда быть с нашей обратной пропорцией? С другой стороны, кто возьмется утверждать, что нет примеров сочетания полноценной развлекательности с безупречным  вкусом, высоким мастерством, поэтическим, композиторским, исполнительским талантом?

Быть может связь между этими понятиями является более сложной? Не является ли оппозиция “искусство – развлечение” примером так называемой диалектической противоположности, где одно, отрицая другое, одновременно предполагает его и в определённом смысле полагает?

В конце концов, теоретически можно предположить, что качества развлекательности и художественности являются независимыми друг от друга. Как предикаты «быть круглым» и «быть зеленым», например. Это, сильно упрощало бы проблему. Можно сказать, снимало бы её полностью. И всякие дальнейшие изыскания на эту тему оказались бы излишними. Там, где нет зависимостей, где нет связи явлений, там нечего и изучать. Достаточным было бы убедиться лишь, что связи между развлекательностью и художественностью песни (мы ведь о песне рассуждаем) нет никакой. Но именно этого сделать a priori невозможно.

Впрочем, стоит ли вообще задаваться подобными вопросами? Какова теоретическая и практическая ценность подобных изысканий? Не является ли все это пустой схоластикой? Думаю, что нет: попытка разобраться в реальной сложности отношений развлекательности и художественности в песне позволила бы продвинуться в понимании ряда существенных особенностей самого песенного жанра. 

 

*     *     *     *     *

 

Песня – древнейший жанр. Известный афоризм Й. Хейзинга “Игра старше культуры” быть может относится и к песне? Не является ли пение в некоторых своих проявлениях своеобразной формой игры?

Песня относится к «медленным жанрам». Медленным в том смысле, что существенные внутренние его характеристики развиваются в историческом времени чрезвычайно медленно. Что касается внешних, бросающихся в глаза (точнее, в уши) признаков, то они меняются быстро и подвержены веяниям моды. Её можно было бы сравнить с театром, где здание и конструкция сцены остаются неизменными, а декорации меняются, причем, иногда меняются достаточно радикально. «Современность, например, стиля техно-поп «размазана» по его поверхности (тембр и инструментарий, соответствующая им аранжировка), тогда как конструктивный скелет мало чем отличается не только от предшествующих поп-течений, но и, если рассмотреть его в узловых сочленениях, от народной песни, скоморошьей погудки или жонглерской фротоллы (итальянской куплетной танцевальной песни, модно в XV веке).»1 Одно при этом не мешает другому: основа жанра остается, практически, неизменной, а внешние его одеяния («упаковки») сменяются быстро и образуют достаточно пёструю картину.

Песня развивалась медленно и долго, без скачков и революций, оставаясь в самом существенном, равной самой себе. Начало этого плавного движения теряется за горизонтами исторического и доисторического времени настолько дальними, что мы не в состоянии его разглядеть. Она лишь относительно и односторонне (то есть, лишь в определенном смысле) может пониматься как явление современной культуры. Одновременно она остаётся явлением вполне архаическим по своей природе, она есть прошлое в настоящем. Связь с архаикой никогда не прерывалась, пуповина не разорвана.

Такое предположение требует комментариев. Если подобное (существование прошлого в настоящем, сохранение непрерывной связи с архаической культурой) возможно для отдельно взятого жанра, если это возможно для песни, то это возможно в принципе. Это становится характеристикой системы культуры в целом. Такое допущение ставит под вопрос привычное представление, согласно которому «доисторическое» время когда-то закончилось и с тех пор  началось и продолжается время «историческое». Тогда мы вправе задать вопрос: что если «доисторическое бытие» не исчезло, а изменило свой облик и свой статус, ушло с авансцены, перестало быть рисунком, превратившись в почти невидимый фон, но не ушло совсем? Тогда получается, что историческое и доисторическое живут параллельно, и не просто параллельно, но ещё и как-то взаимодействуют. История и Предыстория сосуществуют в настоящем, подобно тому как конкретный живой организм несет в себе всю историю своего вида (филогенез воспроизводится в онтогенезе). Не странно ли это? Как могут, в частности, уживаться круговое и линейное время? Если вдуматься, ничего странного: также, как «уживаются» вращательное и прямолинейное движение, пример чему —  колесо (или шар), катящееся по ровной поверхности. Такая гипотеза дает возможность несколько иначе взглянуть на современные культурные явления и процессы, дать им иное объяснение и иные оценки.

Однако мы не будет ставить вопрос столь широко, а сосредоточимся на песне.

Итак, мы предположили, что чрезвычайно долгое и консервативное существование жанра делает  его своеобразным каналом, сквозь который архаика проникает в пространство современности, доисторическое просачивается в историю. Тогда возникает вопрос, насколько правомерным и продуктивным будет применение исторически более поздних смыслов и смысловых оппозиций к сущностям столь древней природы, живущим в совершенно ином историческом ритме? Ну, скажем, адекватно лили применять оппозицию искусства и развлечения к обряду инициации? И адекватно ли такое различение по отношению к песенной архаике?

Если говорить об архаике, или о традиционной народной культуре, то очевидно, что ее явления (в том числе и связанные с пением) не укладываются в рамки бинарной оппозиции «ИСКУССТВО — РАЗВЛЕЧЕНИЕ». Есть нечто существенное, в эту оппозицию не вмещающееся, есть что-то третье. Что именно?

Хорошо известно, что важной особенностью песенной архаики, (сохраняющейся в фольклоре), является глубокая укорененность песни во всей архитектонике быта (и  бытия) и связанная с этим жизненная функциональность, прагматическая ориентированность, отчётливо выраженный момент утилитарности. Сама эта утилитарность могла носить разный характер. Магия — едва ли не самая архаическая форма утилитарности. На смену ей пришла общая привязанность песни к календарным и иным праздникам, встроенность в общий контекст производственной и вообще жизненной практики.

Прямая и конкретная утилитарность не согласуется ни с развлечением (ведь, развлекаясь, мы именно от этой повседневной целесообразности, полезной деятельности стремимся отдохнуть в первую очередь), ни с искусством (которое хотя и обладает “функциями”, но совершенно иного порядка).

Не только песня, но и многие другие вещи, будучи утилитарными по своей природе, могут служить развлечению, а могут обладать и художественными достоинствами. Например, кинжал, прялка... Нечто подобное справедливо и для многих человеческих действий: искусство фехтования, искусство верховой езды, кулинарное искусство...

Какой смысл вспоминать об очевидном? Дело в том, что соглашаясь с очевидным, мы должны теперь предложенную бинарную схему дополнить третьим элементом. Получается трёх-позиционная схема, где песня предстаёт в трёх качествах (ипостасях):

1.                                                                                         Художественность — песня как искусство.

2.                                                                                         Развлекательность — песня как развлечение.

3.                                                                                         Утилитарность — песня как...? Нужно подыскать подходящий термин. Позаимствуем его из области информатики, где существует слово «утилита». Утилита — это программа для выполнения типовых (конкретных, вспомогательных) задач, таких, например, как управление памятью, борьба с вирусами, архивация файлов и т.п. Утилита обслуживает систему. Итак, соответствующая позиция — песня как утилита.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.                                                                                         Утилита – программа, а песня – не программа. Однако песня – действие, а любое целесообразное, внутренне осмысленное действие есть реализация некоторой программы. Так что, серьёзного противоречия здесь нет.

2.                                                                                         Утилита обслуживает какую-то систему. Можно ли то же самое сказать о песне. Можно, если в качестве обслуживаемой системы понимать человеческое существо (включая его организм), человеческое сообщество, механизмы культурной преемственности или что-то в этом роде.

3.                                                                                         Утилита – узконаправленная программа, как правило. Её функциональность ограничена. О песне в большинстве случаев этого сказать нельзя. В нашем случае, используя такой термин, мы ограничиваем не песню, а контекст. То есть мы выделяем связи определенного типа, в которые она включена и изучаем именно их.

 

 

Стоп! Нет ли здесь подмены тезиса? Мы ведь говорили об особенностях архаической культуры, которые, в известной мере, относятся и к традиционной народной культуре, к фольклору. Вправе ли мы все это слепо переносить на современную песню? Чтобы избежать подобной ошибки, мы примем это в качестве рабочей гипотезу, которую и попробуем проанализировать.

Итак, что собой представляет песня как утилита? Есть ли у нее в этом отношении какие-то свои особенности? Такие особенности есть. В частности она  характеризуется потенциальной полифункциональностью, она как бы содержит в себе потенциально  некоторое множество утилит. Известный пример – колыбельная песня. Одна из её утилитарных функций – усыпление. То есть, она обслуживает переход человеческого организма из бодрствующего состояния в спящее. Другая  функция – программирование сознания, вкладывание некоторой сумы базовых представлений о мире, о сущем и должном. То есть, она обслуживает процесс передачи культурного опыта. Есть и третья – установление долговременного контакта между матерью и ребёнком. Она, следовательно, обслуживает процесс установления межличностной связи.  Есть, по-видимому, и другие функции.

Возьмем другой пример – марш. Лежащая на поверхности утилитарная функция – синхронизация движений марширующих. Но это лишь первое звено в цепи. Далее идёт синхронизация дыхания, синхронизация общего темпо-ритма, общего ощущения времени. Передаваемое музыкой настроение становится общим настроением марширующих. Это помогает рождению коллективного “мы”. Самим этим фактом задаётся пространство общих смыслов и ценностей. Как бы некий “карт бланш”, в который должно быть что-то вписано в качестве таковых, что как правило и происходит: большинство маршей имеют слова каковые не просто рассеиваются в воздухе, но попадают как семена на специально подготовленную почву. В этом смысле марш в чем-то похож на колыбельную. Только это – коллективная колыбельная. И если она звучит громко, то из этого не следует, что она пробуждает, а не усыпляет (не гипнотизирует).

Теперь контрастный пример: “Главную роль в магической практике древней Ирландии играли заклинания — как приворотные, так и оградительные, применявшиеся при всяком случае. Сюда же относятся «злые песни», содержащие угрозу наслать разные беды, болезни и даже смерть в случае невыполнения требования. К ним приходилось прибегать даже при судопроизводстве... Часто ими пользовались для всякого рода вымогательств. … сила воздействия «злой песни» состояла не только в угрозе, заключенной в ней, но и в некоей моральной принудительности, с нею связанной. Это явствует из тех случаев, когда жертва повиновалась требованию, заведомо обрекавшему её на смерть. 2

Очевидно, что “злая песня” в этом её качестве выступает как некая магическая утилита, как своего рода “психотронное оружие”.  Как у любого оружия у неё две основные, связанные друг с другом утилитарные функции: а) нанесение прямого вреда (вплоть до убийства) и б) принуждение.

Архаика? Безусловно. Однако интересно то, что песня до сих пор “помнит” об этой своей функции.

И иногда “проговаривается”:

Партизанская тихая Музыка: М. Воловец Слова: А. Арго

На тайном привале в глухом чернолесье

Плывёт над рекой светло-сизый туман

Встаёт из тумана чуть слышная песня,

Негромкая песня лесных партизан.

 

Костра не разложишь, чтоб лиха не вышло,

Цигарку и ту не запалишь, гляди,

Лишь песню затянешь так тихо, чуть слышно,

Чтоб только слова отдавались в груди.

 

Припев:

Бей врага где попало!

Бей врага чем попало!

Много их пало, а всё-таки мало!

Мало их пало! Надо ещё!

Проносится песня над краем, что выжжен,

Летит по напоенным кровью лугам

Великой надеждой для тех, кто обижен

И чёрною гибелью лютым врагам!

 

Зовёт она тайно, звенит она глухо

А если прорвётся - то бьёт напролом!

Пчелою свинцовой впивается в ухо

И красным вздымается ввысь петухом!

 

Припев.

 

Железная песня борьбы и отваги...

Внушает насильникам ужас и страх.

Витает она над кварталами Праги,

В предместьях Парижа, в балканских горах.

 

Вонзаясь кинжалом, вливаясь отравой

Она по пятам за фашистом идёт

И мстителя дарит бессмертною славой,

И новых борцов за собою ведёт!

 

Припев.

1943

Подобные «злым песням» примеры магических утилит можно умножать. В этой связи можно ещё упомянуть о вызывании дождя – действии, существующем и в фольклорном (языческом) и в православном вариантах. В это действие органическим образом включено пение.

Среди множества утилитарных функций особое значение в контексте современной культуры (жизни) имеют те, которые обслуживают процессы группообразования. Песня может служить средством социальной идентификации, манифестации коллективных ценностей, разделению на “своих” и “чужих” и т.п.  Эта «архаическая» функция песни является весьма актуальной и для современной культуры. Примеры тому многочисленны и в народной культуре, и в культурных движениях нашего времени (в том числе и молодёжных). В последнем случае песня (молодежная музыка) выполняет также функцию разделения соседствующих поколений. Чаще именно соседствующих, что очень хорошо демонстрирует рок-н-ролл «Баба Люба» (Ю. Лоза):

Мама любит танго

Папа любит джаз

Младший брат за диско душу дьяволу отдаст

Лишь баба Люба

Понимает меня

Потому что любит

 Рок-н-ролл, как и я.

 

Все эти моменты очень существенны для песни и её жизни в человеческом сообществе. И все они выходят за пределы, как развлечения, так и собственно искусства. Они как бы находятся по ту сторону этой противоположности. И одновременно все они выходят за пределы противоположности архаики и современности, находясь по ту сторону исторических границ. 

Другая весьма существенная утилитарная функция, присущая песни, — накопление, сохранение и передача исторического опыта на уровне бытовой, повседневной культуры. В статье «Общественное сознание и поп-музыка» Е.В. Дуков пишет об этом так: «генетически популярная музыка и историческая память на ранних ступенях развития цивилизации оказываются тесно связанными. Песня, например, в доисторические времена выступает как хранилище необычной (экстраординарной) или важной и значимой информации... Учитывая специфику социального устройства, характерную для этого периода, можно говорить о песне как об одном из видов коллективной памяти рода, а позже — этноса... Не менее очевидно и то, сколь большую роль в формировании исторического знания сыграли песни античных аэдов и бардов, сказания и другие эпические жанры, которые было бы вполне естественно отнести к числу праформ современной популярной музыки. Светское развлекательное искусство трубадуров и жонглеров средневековья также было устной формой существования письменной исторической памяти. Они же были для своих современников источником знаний о географии и истории. Можно говорить поэтому о песне, как об одном из своеобразных ранних видов историографии.» 3  И относится  это не только к прошлому жанра, но и к его настоящему. В этой же статье мы читаем: «каждое поколение в наше время входит в жизнь со своей популярной музыкой и нередко защищает ее как свою родную территорию от посягательств критиков «из другого времени».... поэтому можно говорить о поп-музыке как питательном слое исторического сознания». 4

Данная функция, очевидно, также не есть развлечение. Она имеет очевидно утилитарный характер. Ее связь с искусством более сложная. Написано немало работ, посвященных проблеме функций искусства. Среди многочисленных функций искусства, как правило, указывется и функция передачи опыта, (опыта отношений и т.д.). Здесь мы обратим внимание только на одно важное обстоятельство. Функция искусства не есть существенный признак искусства, тем более, не есть признак художественности. Точно также, и развлечение можно отнести к числу функций искусства. Наличие этих функции у искусства не делает искусство искусством, не сообщает ему качеств художественности. Другое дело, что искусство способно их осуществлять и, как правило, это делает. Функция предмета, вообще говоря, редко указывает на его сущность (хотя, функция элемента в системе может служить идентификации элемента). Например, функция дрели — делать отверстия в твердом материале. Но делать отверстие в твердом материал можно не только дрелью, но и шилом, гвоздем, пулей, его можно также прожечь и т.д. Значительно ближе к сущности предмета — способ, благодаря которому он осуществляет свои функции.

Итак, художественность, развлекательность, утилитарность. Один и тот же предмет (песня) несет в себе эти три самостоятельных момента, которые, будучи самостоятельными, не являются вполне  независимыми, но как-то сложно взаимодействуют. Разбираться в этом сложном взаимодействии, анализировать, изучать, строить модели и т.д. — задача научного исследования.

Мы, фактически, вплотную подошли к переходу от двухполюсной модели к трехполюсной. Подчеркнем, что речь идет именно о модели, хотя, по первой видимости,  довольно простой. В ее основе лежит гипотеза, в соответствии с которой песня (независимо  от того, понимаем мы под этим словом единичную песню или жанр в целом) всегда содержит в себе все три качества: быть утилитой, быть развлечением, быть искусством. Здесь следует особо оговориться. «Быть» в данном контексте не означает «сознательно использоваться». Речь идет о том, что любая песня обладает необходимым набором предпосылок, позволяющей ей выступать в любом из этих качеств. Хотя они могут быть в каждом отдельном случае развиты и проявлены в разной мере и разным способом.

Будучи разными, эти моменты, тем не менее, не могут существовать друг без друга. Так не могут существовать друг без друга полюса магнита. Только здесь этих полюсов не два, а три.  Их невозможно окончательно расчленить, как нельзя распилить магнит, без того, чтобы каждая из частей не воспроизвела на своей основе целое. Этот тип отношений мы будем называть диалектикой троичности или тернарной диалектикой.

В наиболее простом виде это отношение выражается в форме треугольника,  три вершины которого соединены тремя рёбрами:

 

 

 

 

 

 

 


Простота эта кажущаяся. Главное здесь – взаимодействие, движение, постоянно происходящее в этом странно поляризованном (трехполюсном) пространстве. В логике этого движения (и этих отношений) узнаются известные диалектические принципы, но несколько измененные в чуть более сложных условиях.  Попробуем описать некоторые особенности этого трехполюсного пространства.

 

В отличие от известной диалектической триады «тезис — анти-тезис — синтез», три элемента которой развертываются последовательно (последовательность может быть, как физическая, так и логическая),  в нашем случае речь идет о сосуществовании, взаимодействии и даже взаимопревращении всех трех элементов.  Идея последовательности (временной, причинной или логической) здесь отсутствует.  Речь идет о сущностном единстве трех и троичности одного. Примерно также, как в диалектической логике, где элементы диалектической пары сосуществуют и взаимодействуют в одновременности, где речь идет о сущностном единстве двух и  двоичности одного. Назовем это симультанностью.

Здесь мы не спрашиваем о том, какая «ипостась» песни была исторически более ранней. Достаточно понимать, что в течение весьма долгого времени все они имели место. Триада УТИЛИТА — ИСКУССТВО — РАЗВЛЕЧЕНИЕ обнаруживается не только в песне, она имеет более общее и фундаментальное значение.

Здесь, прежде всего, стоит вспомнить об игре. Никто не станет спорить с тем, что игра — прекрасное развлечение. Можно даже сказать, что любая деятельность может стать развлечением лишь в том случае если она способна быть игрой. Излишне доказывать и то, что игровое начало присуще искусству, с одной стороны, и что игра сама может быть поднята на уровень искусства, с другой. Что же касается утилитарного значения игры, то на эту тему написаны горы литературы. Так что игра также как и песня раскрывает себя и как утилита, и как искусство, и как развлечение. И не из игры ли эта триада перекочевала в песню? Ведь и песня — особая разновидность игры. Говорят же в народе «сыграть песню».

В классической (гегелевской) диалектике, триада выступает в развернутом виде, в нашим случае — в «свёрнутом». Существует ли какой-то «мостик», какой-то логический переход от развернутой (сукцессивной) триады к свёрнутой (симультанной), или они никак не связаны друг с другом? Мне кажется, что такая связь есть. Мне кажется, состоит она в следующем. В контексте прогрессирующего развития (по спирали) триадическая последовательность оказывается разомкнутой и развёртывается в последовательности. При замыкании спирали в круг, во-первых, сама идея направленного развития «уходит в тень» и, во-вторых, (как следствие) теряет значение собственно последовательность элементов. Возникает эффект «яйца и курицы», но только не для двух, а для трёх. Получившаяся замкнутая трёхфазная схема может рассматриваться в динамике (тогда образуется что-то вроде волчка или белки в колесе), а может и в статике, как особая трёхполюсная модель. Заметим, что подобного рода структуры действительно существуют и примеров их не так уж и мало.

 

Триединство «утилита-развлечение-искусство» было бы не верным понимать как нечто, состоящее из трёх разных частей, соединенных вместе, или как смесь, состоящую из трех ингредиентов. Речь идет о едином, которое проявляет себя трояко. Игра как утилита складывается из тех же действий (элементов), что и игра как развлечение, а также игра как искусство. Тоже можно сказать и о песне. И было бы неверным ожидать, что песня как развлечение состоит из одних элементов и обладает одними атрибутами, а песня как искусство состоит из других элементов и обладает иными атрибутами.

Так в чем же разница? Разница есть и разница существенная. Но она проявляет себя на уровне системной организации, на уровне целого и его смысла. При этом любой отдельно взятый атрибут одного из элементов триады обнаруживается и в других двух элементах. Но проявляет он себя, как правило, иначе, его роль и место в целостной системе оказывается другим.

Разберем несколько примеров.

Начнем с хорошо известной триады: «КОСПОЗИТОР — ИСПОЛНИТЕЛЬ — СЛУШАТЕЛЬ». Вряд ли кому-то придет в голову оспаривать, что атрибутом роли «композитор» является креативность, проявляющаяся как способность к творчеству, стремление к творчеству и собственно творческая деятельность. Можно было бы даже рискнуть предположить, что этот признак как-то выделяет данный элемент триады среди остальных. Однако более внимательный анализ показывает, что это не совсем так. Креативность является существенным моментом исполнительской деятельности. Исполнитель тоже творит, но творит по-иному, в иных границах и по своим (исполнительским) законам. Строго говоря, то же самое можно сказать и о деятельности слушателя. Художественное восприятие, точно также является формой творческой активности, но только протекающей на внутреннем плане и потому не видимой извне и не имеющей внешнего опредмеченного результата (продукта).

Аналогично, мы можем взять какой-нибудь атрибут, безусловно присущий позиции «слушатель» («реципиент»), например, восприятие, подразумевая при этом и способность к восприятию и непосредственно сам процесс восприятия. И опят-таки мы увидим, что этот атрибут слушательской позиции, окажется присущим и двум другим, но только проявляет он в каждой из них своим особенным образом.  

Теперь рассмотрим более подробно эту закономерность применительно к основному нашему предмету — к триаде «ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ — УТИЛИТАРНОСТЬ»:

 

 

 

 

 

 

 

 


Для элемента «УТИЛИТА» трудно найти атрибут более существенный, чем целесообразность (отношение к цели и к целеполаганию). Утилитарный — значит являющийся средством. От того, как тот или иной предмет (то или иное действие) служит достижению цели, зависит его полезность (утилитарное качество). Однако отношение к цели, целеполаганию и целесообразности оказывается существенным и для двух других элементов нашей триады. Правда, характер этого отношения здесь существенно иной.

Возьмем элемент «РАЗВЛЕЧЕНИЕ». Здесь просто бросается в глаза принципиальная не-утилитарность, если не сказать анти-утилитарность. Из этого можно было бы сделать вывод о том, что развлечение не имеет отношения к целесообразности как принципу. Вывод этот, однако, будет поспешным.

Отказ от явной целесообразности в сфере развлечения является в достаточной мере показным, это скорее манифест, чем реальное действие. Смысл этого отказа в том, что развлечение имеет своей важнейшей функцией отдых от труда, работы, то есть от  целесообразной деятельности, деятельности в «царстве необходимости». Однако этот демонстративный отказ сам по себе есть есть форма отношения к целесообразности. Нецелесообразность или даже анти-целесообразность есть целесообразность со знаком минус, целесообразность «наизнанку». Если бы не было прямой целесообразности, не было бы и целесообразности вывернутой. Однако даже у такой странной целесообразности есть какие-то рациональные цели:  рекреация, преодоление монотонности образа жизни, эмоциональная разрядка и т.п.

На этом отношение развлечение к целесообразности не исчерпывается. В сфере развлечения присутствует игровое начало, в частности, активно используются игры, в том числе и игры соревновательного характера. В этих играх существуют свои игровые цели, достижение которых обеспечивают выигрыш. Есть игровые цели — есть специфическая игровая целесообразность. Однако это — особая целесообразность, далекая от обычной утилитарности. В тех случаях, когда игра (сам процесс) и выигрыш (результат) имеют для играющего человека значение средства для достижения вполне утилитарных (не развлекательных) целей, игра выходит из сферы развлечения и становится вполне утилитарной деятельностью. Например, можно регулярно играть в волейбол для того, чтобы а) улучшить осанку, б) развить реакцию, выносливость и другие полезные качества, в) развить способность действовать в команде и т.п. Так бывает достаточно часто, но эти аспекты игровой активности не лежат в пределах развлечения. Другой выразительный пример — игра в карты или в другие азартные игры ради обогащения или для того, чтобы поправить свое финансовое положение. Игра в азартные игры не ради азарта, а ради меркантильной (хотя, нередко, призрачной) выгоды также выводит её за пределы развлечения.

Искусство имеет свое особое отношение к целесообразности. Прежде всего это так называется «целесообразность без цели», речь идет о внутренней целесообразности художественной организации, совершенстве художественной формы. В этой же логике понимается и выражение «художественные средства». Средства, в том числе и художественные, предполагают цель. Но в данном случае и цель является художественной. Она достаточно далека от обычной утилитарности.

Обсудим теперь более подробно действие этой закономерности по отношению к песне. Сосредоточим внимание на близком любому музыковеду (и не только) вопросе об особенностях структурной организации художественного текста. Хотелось бы понять, зависят ли в какой-то мере структурные особенности песни от её преимущественно художественной, преимущественно развлекательной, преимущественно утилитарной направленности, или нет?

Важным аспектом организации любого художественного текста (художественной формы) является отношение простоты и сложности. Исходное предположение заключается в том, что отношение простоты и сложности, будучи для всякой песни существенным, «работает» во всех трех случаях по-разному.  Начнем по порядку.

ПЕСНЯ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ.  В логике развлечения простота служит достижению субъективной легкости, освобождению от усилий, от серьёзной работы, вообще от «серьёзного». Простота дается изначально, преподносится как подарок. Это – акцентированная простота. В каком-то смысле, она выступает как превращенная форма свободы. Лёгкость восприятия имеет здесь смысл лёгкости бытия. В мире развлекательности жизнь и есть восприятие. Легко воспринимать значит легко жить.

Простота достигается, во-первых, за счет структурной ясности (элементарности, очевидности) композиционных элементом (ритмов мелодических и гармонических оборотов и пр.) и композиционных схем, с помощью которых эти элементы организуются. Простота (в смысле легкость) достигается также за счет стандартности (шаблонности, трафаретности), как элементов, так и упомянутых композиционных схем.

Правда, чрезмерная простота означает, помимо прочего, чрезмерную информационную избыточность. Такая избыточность влечет за собой реакцию торможения, субъективно переживаемую, как скука, и, в конце концов, чревата засыпанием. Поэтому овнешнённая простота уравновешивается овнешнённым же разнообразием, неожиданностью смены ярких и контрастных впечатлений, сильных переживаний (а по сути – ощущений). В этом же направлении действует характерный и хорошо известный приём «подновленной банальности». Оживление возникает, во-первых, за счёт действия фактора новизны, а во-вторых, за счет эффекта узнавания (радость узнавания). Что-то вроде старого знакомого, сменившего имидж. Наконец, против засыпания и скуки действует использование раздражителей, включающих сильные эмоции и инстинкты.

Итак, внешняя простота уравновешивается внешним же разнообразием, яркостью, броскостью, контрастностью. Стандартность элементов – свободой комбинаторики. Все это служит своеобразным суррогатом сложности. Чувство безопасности уравновешивается щекотанием нервов. Скука вытесняется удивлением.

Заметим, что внешняя простота и внешняя сложность не связаны здесь какой-либо внутренней связью, не являются продолжением (инобытием) друг друга, а соединены опят же чисто внешним, механическим образом. Другое здесь просто противопоказано. Ощущение присутствия внутренней, скрытой логики пробуждает совсем иные, далекие от развлечения установки сознания.

Слову «развлечение» в английском языке соответствует несколько слов. Из них для нас особенный интерес представляют два: relaxation (отдых) и diversion (отвлечение). Стремление к отвлечению, обновлению впечатлений противоположно стремлению к релаксации. Необходимость находить меру и уравновешивать эти противоположные составляющие развлечения, и есть, пожалуй, основная «композиционная» проблема песни как развлечения.

Проблема не столь простая. Разнообразие в подобном контексте само оборачивается монотонией. Это – монотонное разнообразие, когда в новизне как таковой нет новизны как таковой. Поиск новизны и разнообразия – всеядное и ненасытное чудовище. И, в конце концов, он потребует живой крови.

Мы говорили о структурной организации, о форме. Но формы без содержания не бывает. Не ограниченное ясными рамками развлечение создает иллюзорную картину мира, где жить легко, где удовлетворяются как бы сами собой все основные потребности души, где нет опасности (во всяком случае, для меня), нет усилия, но и нет скуки, нет потерь, нет необратимых последствий, а потому и нет серьёзной ответственности. В этом мире вообще несколько девальвирован принцип причинности (он здесь неуместен как слишком серьёзный). А, следовательно, моральный аспект здесь радикально облегчен.

Мир развлечения внутри себя трафаретен и тривиален. Но по отношению к «серьезному» миру он существенно иной. Иной является атмосфера праздника, атмосфера ресторана, бара, танцевальной площадки, дискотеки...  «Инаковость» ‒  важнейшая сущностная характеристика пространства развлечения. Без сопоставления с не-развлечением оно неизбежно теряет остроту  инаковости. Поэтому радикальное погружение в мир развлечений чревато радикальной утратой ощущения инаковости и, как следствие, самой способности развлекаться.

Наконец, мир развлечения представляет собой «иную реальность», попадание в которую невозможно без вхождения в «иное сознание». Поэтому должны существовать некие механизмы перехода в это сознание и в эту реальность. И эти механизмы перехода в значительной мере опираются на те именно структурные особенности развлекательного потока (в том числе и развлекательной песни), о которых мы уже говорили. Ведь иное сознание – это и иной способ структурирования опыта (потока впечатлений). Наша психика гибко приспосабливается к характеру тех задач, которые перед ней ставятся. Или не ставятся.

Эти самые структурные особенности теперь не так уж и сложно перевести на язык музыкальной теории. Но это — отдельная тема.

ПЕСНЯ КАК ИСКУССТВО. Было бы ошибкой ожидать, что здесь полностью отсутствуют описанные выше моменты. В частности, функция отвлечения (переключения), принцип инаковости является одним из важнейших факторов музыкального формообразования. Здесь все это есть; но в ином, выстроенном на иных основаниях, контексте, это приобретает иной смысл и «работает» совсем по-другому. Что касается отношения простоты и сложности, то песня, втянутая в орбиту искусства, неизбежно начинает выстраивать его по-другому.

Простота по-прежнему исключительно важна. Но она не лежит на поверхности, не преподносится «на блюдечке». Искусство предполагает труд души. Творческий, радостный, но труд. Очень многое и едва ли не самое важное скрыто в глубине, не дано в явном виде. Большинство смыслов не очевидны изначально, до них нужно дойти, их нужно открыть. С помощью разума и интуиции, сознательно и бессознательно. Значительная часть сложности скрыта, скрыта и значительная часть простоты, причем, той простоты, которая является ключом к сложности. Это возможно только потому, что простота и сложность здесь – две стороны одного целого, они дополняют и продолжают друг друга.

В этом художественное произведение подобно Космосу, вообще Природе, познание которой возможно лишь постольку и в том смысле, что поток явлений (сложность) можно в какой-то мере свести к законам (к простоте). И также как в Космосе, и как в живом организме всё связано со всем и всё во всём. Такова, во всяком случае, внутренняя тенденция художественного творчества (сотворить свой Космос).

Реальность развлекательная и реальность художественная структурированы принципиально по-разному. В художественной реальности восстанавливают свое значение принципы единства многообразия, всеобщности связей, системности, приобретают значение отношения части и целого, внешнего и внутреннего, структуры и процесса и т.п. Можно сказать, что художественное произведение являет собой чувственно представленный категориальный синтез.

Какой уж тут отдых. Душе тут никто не позволит лениться. Простота не здесь не тождественна легкости. Она добывается творческим усилием. Неважно, волевым или спонтанным. Художественный текст (в том числе и художественная песня) представляет собой, помимо прочего, творческую задачу, решение которой требует синтеза способностей души и дарит творческую радость. Результатом же оказывается целостный способ мировосприятия и мироотношения, независимо от масштабов самого произведения.

Может ли все это не влиять на формальную организацию песни как музыкального произведения? На отношение к принципам построения мелодии? На отношение к использованию гармонических средств? В частности, на интерес к колористической окраске аккордов, или на степень нашего внимания к вопросам голосоведения? А не влияет ли это на отношение к принципу развития (гармонического, ритмического, мотивного)? Или на связь музыки и слова? А что мы можем сказать о предпочтениях в выборе более простых или  сложных музыкальных форм? Для песни ведь тоже есть такой выбор.

И далее мы неизбежно встаем перед вопросом, как относиться к музыкальной интонации как таковой. Как мы ее трактуем? Как интонируемый смысл, или как броский запоминающийся элемент (как рифф)?  И чем должна быть в таком случае песня – театром или фейерверком? 

ПЕСНЯ КАК УТИЛИТА. Неужели и здесь есть какое-то свое отношение к простоте и сложности?  Такое отношение имеет место. В значительной мере оно определяется отношением к человеческой психике и связано с общей прагматической направленностью всего песенного действия. Сознание здесь не пассивно поглощает впечатления и не увлекается процессом активного постижения реальности. Психика в единстве ее сознательного и бессознательного начал непосредственно включается в поток причин и следствий, становится звеном каузальной цепи. Либо как объект воздействия (преобразования), либо как действующая сила, как инструмент, как преобразующий или стабилизирующий фактор.

В этом же качестве трактуется и песня, и пение. Причем, песня и пение здесь не отделены друг от друга (в противном случае распадется каузальная цепь). Аналогично, пение и поющий составляют нераздельное единство. Голос – акустическое тело поющего. Соединение многих голосов означает рождение единого акустического тела песенного сообщества. Это – единый организм и ему жизненно необходим единый ритм, причем, ритм, согласованный с ритмом среды обитания. Здесь естественно вспомнить о том, в какой степени человек традиционного общества включен в ритм годового цикла, и в ритм дневного цикла. Эти ритмы представляют собой сочетание повторяющегося инварианта с вариативностью, в пределах допускаемых господствующим инвариантом. Так построена жизнь. А песня — ее часть, непосредственное продолжение.

Не потому ли в строении народной песни столь значительную роль играет отношение инвариантности-вариативности, причем, в связи с ритмической организацией, понимаемой в самом широком смысле слова. Позволю себе лишь указать на особое значение так называемого слогового ритма. Этот феномен интересен в том числе и тем, что, обладая исключительно важной системообразующей ролью, он не дан непосредственному восприятию, скрыт от сознания. Почему это происходит, и важен ли сам факт «потаенности» слогового ритма? Возможно, это связано с магической, а следовательно и гипнотической, внушающей направленностью такого песни. Но внушение, во-первых, тем сильнее, чем незаметнее, и, во-вторых, чаще всего предполагает многократное повторение одной и той же неизменной формулы.

Получается, что в контексте «ПЕСНЯ – УТИЛИТА» отношение простоты и сложности реализуется, прежде всего, как отношение инвариантности-вариативности. Ритмическое (темпоральное) измерение оказывается главной ареной взаимодействия этих аспектов. Многократное повторение инварианта, помимо прочего, служит как бы его энергетизации. Каждое новое повторение суть новая порция энергии, которой заражается его образ.

Энергетический фактор здесь вообще чрезвычайно важен. Фольклорное пение должно быть обязательно энергетизированым, что не означает непременно громким. Ритм, энергетизм, инвариантность составляют полюс простоты и всеобщности. Интонационная вариативность рождает сложность и создает пространство индивидуализации.

Сказанное не относится только к фольклору, тем более, только к архаике в строгом смысле слова. Похожее сочетание инвариантности и вариативности мы находим в джазовой музыке с ее специфической импровизационностью, с ее остинатным ритмом и многократными повторами простых формул (риффов). И разве не подходит под это описание рок-музыка? Впрочем, не являются ли эти особенности джаза и рока проявлением той самой архаики в настоящем, о которой мы уже говорили в начале статьи? Ведь фольклорные корни их известны.

Схема, которую мы здесь построили, с самого начала не трактовалась нами в качестве классификации. И не нужно ставить вопрос о том, в какой категории относится та или иная конкретная песня. Это – не то, в чём находится песня, а то, что находится в песне. В ней есть все. Но это все никогда не находится в равновесии. И никогда не находится в неподвижном состоянии.

Тем более это справедливо для песенного жанра в целом. Все элементы нашей триады в нем движутся и взаимодействуют. Движутся, не бесконфликтно и не бесперебойно. Иногда возникают значительные перекосы в одну сторону и длительное «застревание» в этом «перекошенном» состоянии. И тогда, почти неизбежна «отмашка» в противоположную сторону. Очень и очень любопытно просматривать и интерпретировать историю жанра, в том числе, и с этих позиций, хотя это уже выходит за пределы нашего темы данной статьи. Нам же остается резюмировать: какие бы исторические приключения не происходили с песней, в какие бы одежды не наряжало её историческое время, в ней продолжает биться древний архаический пульс и вращаться вечное колесо доисторического кругового времени. А значит, древняя культура с её мифологией,  ритуальностью и магизмом продолжает жить и действовать, скрываясь за пёстрым камуфляжем  современных культурных практик.

 

06.02.09

© Дружкин Ю.С. 2006 г.

На главную

 



1    Т.В. Чередниченко. Музыка в истории культуры. Выпуск первый. Долгопрудный. Аллегро-пресс. 1994 г. стр. 151

2    А.А. Смирнов. Ирландские саги. М.-Л. Госполитиздат, 1961

3    Е.В. Дуков. История и поп-музыка. Диалог истории и искусства. М., Спб, 1999 г.

4    Там же.

Hosted by uCoz